Транспортная тара и средства пакетирования грузов
Транспортировка грузов рассматривается в качестве составной части процесса
обращения продукции, включающего также элементы хранения и реализации
продукции. На всех стадиях процесса обращения продукция должна быть
защищена от возможных повреждений и потерь, а окружающая среда от
загрязнений. Эту важную функцию выполняет упаковка.
Упаковка – это средство, обеспечивающее удобство обращения продукции, ее
защиту от внешнего воздействия, а также защиту окружающей среды от
возможного вредного воздействия самой продукции. Упаковка включает
основные и вспомогательные элементы. Основным элементом упаковки является
тара.
Тара – это изделие для размещения продукции. На сегодняшний день для
упаковки различной продукции используется большое количество самой
разнообразной тары. Это обусловлено не только необходимостью ее защиты и
сохранности, но и стремлением повысить эффективность процесса обращения
продукции за счет механизации и автоматизации выполнения погрузочно-
разгрузочных, транспортных и складских операций.
Вспомогательное упаковочное средство – это элемент упаковки, который в
комплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки. В качестве
вспомогательных средств могут рассматриваться различные крышки, пробки,
колпачки, захваты, ручки и т.д.
Упакованные товары в целях укрупнения перевозимых партий грузов могут
помещаться в так называемую логистическую упаковку. Например, отдельные
бутылки, пачки помещаются в ящики, коробки и т.п. Логистическая упаковка
обеспечивает сокращение затрат времени на переработку грузов, удобство
выполнения погрузочно-разгрузочных работ, их эффективное размещение в
транспортных средствах, на складах и т.д.
Упаковка имеет массу, включающую массу тары и вспомогательных
упаковочных средств. На практике используются масса брутто и масса нетто.
Масса брутто – это масса упаковки и продукции в ней.
Масса нетто – это масса продукции в единице упаковки.
Выделяют тип и вид тары. Тип тары определяется материалом, из которого
она изготовлена: деревянная, металлическая, полиэтиленовая и т.д. Вид тары
определяется ее формой: ящик, бочка, мешок и т.д.
Тара может быть классифицирована по различным признакам.
1. По назначению выделяют транспортную, производственную и
потребительскую тару.
Транспортная тара является самостоятельной транспортной единицей,
обеспечивающей эффективность транспортировки и выполнения погрузочно-
разгрузочных работ (ящик, бочка и т.д.).
Производственная тара предназначена для хранения, перемещения и
складирования грузов в производстве.
Потребительская тара поступает к конечному потребителю вместе с
продукцией и обеспечивает удобство ее потребления (банка, бутылка и т.д.).
2. По условиям обращения тару подразделяют на разовую и многооборотную.
Разовая тара предназначена для однократного использования (пакет, мешок).
Многооборотная тара – транспортная тара, прочностные показатели которой
рассчитаны на ее многократное применение. Под оборотом тары понимают ее
обращение между двумя последовательными заполнениями.
3. По конструктивным решениям различают следующие разновидности тары:
разборную, неразборную, складную и разборно-складную; открытую, закрытую и
герметичная; жесткая, хрупкая и мягкая.
Тара может быть классифицирована и по другим признакам.
Ниже приводятся определения наиболее распространенных видов тары.
Ящик – транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну,
преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми
стенками, с крышкой или без нее.
Бочка – транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической
формы, с обручами или зигами катания, с доньями.
Барабан – транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом
цилиндрической формы.
Мешок – транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и
горловиной, которая может быть открытой или закрываться клапаном.
Фляга – транспортная многооборотная тара с корпусом цилиндрической
формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра
корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором.
Банка – потребительская тара преимущественно с цилиндрическим корпусом,
с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса или незначительно
меньше его, с плоским или вогнутым дном, вместимостью от 0,025 до 10,0 куб.
дм.
Бутылка – потребительская тара преимущественно с цилиндрическим
корпусом, переходящим в узкую горловину, предусмотренную для укупоривания,
с плоским или вогнутым дном.
Коробка – разовая потребительская тара с корпусом разнообразной формы, с
плоским дном, закрываемая крышкой съемной или на шарнире.
Для перевозки продовольственных товаров непосредственно в магазины
может использоваться тара-оборудование, которая состоит из трубчатого каркаса
на колесиках с решетчатыми стенками и полками. Тара-оборудование
предназначена для укладывания, транспортирования, временного хранения и
продажи из нее товаров в потребительской таре, товаров в мягкой
потребительской таре, не имеющей постоянной формы и размеров, а также
плодов и овощей без упаковки, продаваемых поштучно. Данная укрупненная
грузовая единица доставляется непосредственно в торговый зал, где покупатели
самостоятельно осуществляют «выгрузку» товара из тары-оборудования. Тара-
оборудование позволяет существенно снизить трудоемкость доставки груза за
счет снижения числа перегрузочных и учетных операций.
Развитие средств механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и
складских операций привело к широкому использованию в процессе обращения
продукции транспортных пакетов. Пакетирование рассматривает в качестве
важнейшего направление повышения качества в перевозочном процессе.
Транспортный пакет – укрупненное грузовое место, сформированное из
отдельных мест груза в таре (например, ящиках, мешках, бочках,
специализированных контейнерах) или без тары, скрепленные между собой с
помощью универсальных, специальных разового использования или
многооборотных пакетирующих средств, на поддонах или без них, и
обеспечивающее в процессе перевозки и хранения:
• возможность механизированной погрузки (выгрузки);
• целостность пакета (состояние, при котором обеспечивается сохранность
перевозимого груза);
• безопасность работников, выполняющих транспортные, складские и
погрузочно-разгрузочные работы;
• рациональное использование грузоподъемности АТС, вместимости крытых,
изотермических фургонов и контейнеров, а при перевозке в открытом подвижном
составе – полное использование габарита погрузки;
• устойчивость, а в необходимых случаях возможность крепления пакетов от
продольных и поперечных смещений в фургонах или контейнерах, в процессе
перевозки;
• безопасность движения АТС.
Для создания пакетов используются различные средства пакетирования –
технические приспособления, предназначенные для формирования и скрепления
укрупненных грузовых единиц: кассеты, поддоны, стропы, подкладные листы,
обвязки.
Средства пакетирования должны быть оборудованы:
• элементами для подъема и перемещения посредством стропов или захватов
(петлями, проушинами, рымами, скобами, кольцами, вилочными проемами,
угловыми фитингами и др.;
• фиксаторами, предохраняющими от сдвига при штабелировании, и, при
необходимости, приспособлениями для фиксации грузов.
Конструкция пакетов должна обеспечивать:
• прочность и устойчивость от воздействия статических и динамических
нагрузок, возникающих в процессе транспортирования, погрузочно-разгрузочных
и складских работ;
• возможность штабелирования и надежность при перегрузке и перевозке в
несколько ярусов;
• невозможность изъятия из пакета отдельных грузовых мест без нарушения
упаковочных средств, обвязки либо контрольных лент;
• неповреждаемость подвижного состава.
На поддонах (плоских, стоечных, ящичных) размещаются грузы, которые
дополнительно могут быть упакованы или обвязаны. Использование поддонов
позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные операции не единичных грузов, а
их партий механизированным способом при помощи автомобильных и
электрических погрузчиков с вилочными насадками.
Кассеты используют для пакетирования хрупких материалов (оконных блоков
и балконных дверей). Они представляют собой пространственную раму, которая
со всех сторон защищает груз от повреждения.
Стропы изготавливают из металла или синтетических материалов и
используют для пакетирования мешковых и киповых грузов.